Крымские кипарисы

…Неба купол бирюзовый.
Сколько зелени и блеска!
Там, в листве садов,  так резко
Выделяется суровый
Кипарис!…
(Д.Д.Минаев)

Сегодня невозможно представить себе Южный берег Крыма без пышной экзотической растительности, завезённой в этот край из разных уголков света. А кипарис вообще стал одним из символов полуострова, неотъемлемой частью пейзажа.

Родиной этого растения считается  Малая Азия,  Иран, Греческие острова. В наше время кипарис прекрасно прижился на Кавказе и в Крыму, где даже начал расселяться самостоятельно, как дикое растение.

Кипарисы близ Воронцовского дворца на литографии Карла Бассоли

Некоторые считают, что к нам кипарис попал ещё с древними греками. Встречаются упоминания о том, что первые деревья были завезены после присоединения Крыма к России в конце XVIII века. Есть также мнение, что появление кипариса на Крымской земле началось с Никитского ботанического сада, основанного в 1812 году.

В любом случае, именно в XIX веке кипарис начинает своё распространение  вдоль побережья. Яркое подтверждение этому можно найти и в поэзии, и в живописи. В частности, на литографиях Карла Бассоли, выполненных в 1842 году, заметны очертания крон  ещё молодых пирамидальных кипарисов. Растение начинают использовать для озеленения городов, высаживают в парках поместий. Уже в XX веке кипарис начали сажать вдоль дорог, превратив в характерную деталь ландшафта.

В настоящее время в мире насчитывают от 10 до 20 видов кипариса – специалисты-ботаники никак не могут определиться! В Никитском ботаническом саду растёт 5 видов кипарисов: аризонский, вечнозелёный, крупноплодный, лузитанский, пирамидальный. Эти же виды растения можно встретить и в других парках Южнобережья. Мы же привыкли, в основном, к пирамидальному кипарису, который на самом деле является декоративной формой.

Кипарисы в Воронцовском парке в Алупке

Кипарис быстро растёт. Молодое деревце достигает высоты 1 м уже к 3-му году жизни. Ещё через 4-5 лет рост кипариса составляет 4 м. Потом каждый год растение увеличивается на 50 см. Своего максимального роста оно достигает к 100-летию. А прожить  может до 2000 лет. Так что кипарис – дерево долгожитель. Он легко переносит жаркое лето и может выдержать кратковременные морозы до -15 -20 градусов.

Любопытно, что, несмотря на свой скромный и строгий вид, кипарис оказался в центре внимания самых разных народов ещё с древних времён. Так в Китае кипарис считался символом вечного существования человеческой жизни. В Иране был олицетворением Рая. В Греции и Риме он служил символом скорби и печали. Ветвями кипариса украшали гробницы и дома в знак траура. Знатных людей хоронили в кипарисовых саркофагах, поскольку эта древесина считалась вечной и нетленной. В этом есть своя правда. Древесина кипариса насыщена смолой, поэтому хорошо сохраняется. На этот факт обратили внимание и в Египте. Кипарисовое масло египтяне стали использовать для бальзамирования мумий, а из древесины делали саркофаги.

В то же время, во многих культурах кипарис стал символом вечной жизни, юности, грации. У древних греков была легенда, объясняющая такой символизм. Согласно ей Кипарисом звали прекрасного юношу, который случайно убил своего любимого оленя и так страдал по этому поводу, что над молодым человеком сжалился его небесный покровитель – бог Аполлон. Прислушавшись к мольбам о смерти, бог превратил Кипариса в дерево, которому люди дали то же имя, что носил юноша при жизни.

Изображения кипарисов на советском плакате

В крымских легендах в кипарис превращались уже девушки. В первой легенде юная красавица так долго ждала своего возлюбленного из дальнего плаванья, что приросла корнями к утёсу, с которого смотрела на море, и превратилось в печальное дерево, которому дали имя кипарис. В другой легенде фигурируют уже три девушки с именами Граната, Тополина и Кипариса, которые вечно были недовольны родителями и своей внешностью. Эти привереды так утомили родителей своими капризами, что бог, пощадив родителей, превратил девиц в деревья. К слову сказать, Кипариса была недовольна своим весёлым нравом, поэтому стала грустным молчаливым деревом.

Любопытно, что значение кипариса, как символа вечной жизни ещё более закрепилась с приходом христианства.  Древесину растения стали использовать для изготовления крестиков, чёток, распятий, образков, икон. В России изделия из кипарисового дерева очень ценились. Простой крестьянин, в лучшем случае, мог позволить себе нательный крестик или ложку. У людей богатых и запросы были повыше. Так в путеводителе по Крыму Григория Москвича за 1913 год описывается достопримечательность селения Албат (ныне село Куйбышево Бахчисарайского района): «В Албате, у дороги, находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь сооружена в 1879 г. бывшим владельцем имения Албат — И.Г.Рогулей, скончавшимся в 1885 г. В церкви достойны внимания: иконостас из кипариса, два больших, красивой живописи образа (Божьей Матери — Достойно Есть Милующая и св. Целителя Пантелеймона), написанные на кипарисовых досках. Как иконостас, так и эти два образа вывезены с Афонской горы. Образа эти пожертвованы были Г.И. Энгельманом». Как видим, в тот период иконостас и образа, писаные на кипарисе стали достопримечательностью, которой уделяли внимание путешественники.

Советская реклама Крыма для иностранцев тоже не обошлась без кипарисов

Но не только в культовых целях использовали кипарис. Из него делали ларцы, сундуки, скамьи, добавляли в отделочный материал интерьера.  В странах Азии, где кипарис был распространён, его древесину активно использовали в строительстве зданий и судостроении. Нашёл он своё место и в медицине. Его смолу применяли для заживления ран, а кипарисовые рощи служили природным ингаляторием. Уже в наше время специалисты Никитского сада установили, что эфирные масла кипариса подавляют туберкулёзную палочку, стафилококков и другие вредоносные микроорганизмы.

Но, несмотря на всю пользу, в Советский период кипарисы подверглись геноциду. Начался он с цензуры в печати. Из книг стали убирать упоминания о кипарисах. А потом принялись и за сами деревья. Сейчас уже сложно докопаться до истинных причин такого варварства. Есть несколько версий возникновения борьбы с кипарисами, в каждой из которых роль злодея отведена И.В. Сталину.

Кипарисы у дворца княгини Гагариной в посёлке Утёс

В одном варианте истории товарищ Сталин прислушался к мнению американского президента Франклина Рузвельта, который в период пребывания в Крыму  на Ялтинской конференции 1945 года был удивлён огромным количеством кипарисов. Американец заметил, что в его стране это дерево сажают только на кладбищах и используют для изготовления гробов.

В другой версии упоминается, что во время отдыха в Крыму Сталина укусил москит, а окружение генерального секретаря услужливо подсказало, что живут москиты в кроне кипарисов. К москитам в рассказе были добавлены болезнетворные бактерии и туберкулёзная палочка.

Совсем уж фантасмагорией кажется рассказ, в котором Сталин, взглянув на кипарис, сказал: «Не люблю. Плохое дерево. Масла не дает, орехов тоже… Мертвое дерево, ему только на кладбищах стоять». Любого из этих поводов могло быть достаточно, чтоб дерево впало в немилость. В Крыму было вырублено около 75 тыс. деревьев.

Уже потом, когда страсти улеглись, выяснилось, что никакого вреда кипарис не несёт. Пришлось деревья сажать заново. Те саженцы уже успели вырасти. И сегодня Крым снова немыслим без кипарисов!

 

Крымские кипарисы

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5
Буду Благодарна Вам за Репост!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук