
Мне предоставилась возможность побывать на строительстве нового терминала Международного аэропорта «Симферополь» 6 июля 2017 года и вчера — 13 апреля 2018 года, за три дня до его открытия. В этой статье я собрала полезную для себя информацию, которую нам давали на экскурсии об истории аэропорта и некоторые данные о новом терминале. И, конечно, ретро-фото из истории аэропорта и фото со строительства. Кому интересно — с удовольствием делюсь.
- История аэропорта
- Какой пассажиропоток аэропорта был до марта 2014 года
- Откуда летали – из каких стран, городов РФ
- Как рос пассажиропоток после марта 2014 года? По годам и в процентах
- Как реконструировали аэропорт Симферополя? Что сделали сразу, чтобы улучшить прием пассажиров?
- Сколько денег вложено в новый терминал? Кто выделяет эти средства? Ключевые факты
- Видео о новом терминале
История аэропорта
Аэропорт «Симферополь» был основан в 1936 году.
Постановлением Совета народных комиссаров Автономной ССР №69 от 21.01.1936г. было определено «считать своевременным и крайне необходимым открытие воздушной линии Симферополь-Москва с 1 мая 1936 года».
Первый рейс был выполнен 1 мая в 5 часов 20 минут строго по расписанию.
Немного позже открылись и другие авиалинии: в тридцатые годы прошлого века из симферопольского аэропорта совершались полеты в Киев, Харьков и другие города УССР.
В 1950-1960-х годах на самолетах Ан-2 из Симферополя выполнялись грузопассажирские рейсы в районные центры Крыма, а на Вертолетах Ми-4 – в Ялту.
Большой этап развития симферопольского аэропорта пришелся на конец 1950-х годов, когда полуостров окончательно стал главной союзной здравницей.
Новое здание аэровокзала было построено в 1957 году – это была вариация типового проекта сталинской эпохи – не такое пышное, как например в Свердловске или Харькове, но достаточно внушительное по тем временам.
В 1957 году вместе с новым зданием аэровокзала появилось более современное навигационное и светосигнальное оснащение взлетно-посадочной полосы, остававшейся еще три года грунтовой. На нее садились и с нее взлетали Ил-12 и Ил-14.
В 1960 году было завершено строительство бетонной взлетно-посадочной полосы и перрона. Аэропорт начал круглосуточно принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, в том числе новые самолеты Ан-10 и Ил-18. Летом 1960 года была организована собственная эскадрилья самолетов Ту-104.
В начале 1960-х гг. коллектив авиапредприятия освоил летную и техническую эксплуатацию самолетов Ан-24 и вертолетов Ми-8, и в 1964 году началась их активная эксплуатация.
В 1977 году было начато строительство второй взлетно-посадочной полосы размером 2700 на 45 метров, рассчитанной на прием всех типов самолетов (на тот момент советских Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-154). Эта взлетно-посадочная полоса была принята в эксплуатацию в 1982 году.
19 мая 1982 года аэропорт «Симферополь» первым в УССР принял широкофюзеляжный самолет Ил-86. В последующие годы на этом типе воздушного судна выполнялось ежедневно 5-6 рейсов в Москву.
В советские годы здание аэровокзала было типовой одноэтажной «стекляшкой», возведенной в начале 1970-х годов вместе с другими зданиями, — гостиницей и служебными постройками.
Пика своего развития аэропорт «Симферополь» достиг в 80-х и 90-х годах прошлого века. Главный воздушный порт полуострова тогда был связан регулярным авиасообщением практически со всеми крупными городами СССР и обеспечивал доставку граждан на курорты Крыма.
В апреле 2016 года в рамках Ялтинского международного экономического форума было подписано инвестиционное соглашение о строительстве нового аэровокзального комплекса аэропорта «Симферополь», а уже 16 мая 2016 года генеральный подрядчик, крымская компания «Acons Pro», приступил к работам.
Общий объем инвестиций составил 32 млрд. рублей. Площадь участка проектирования – 48,1 Га.
Неповторимый изогнутый силуэт «Крымской волны» удалось создать благодаря 136 уникальным криволинейным колоннам.
В основе каркаса – 7 000 тонн сложнейших в производстве высококачественных металлоконструкций.
Терминал обладает сейсмостойкостью до 8 баллов. Необходимым условием обеспечения стабильной устойчивости здания было уплотнение посадочных грунтов до 20 метров в глубину методом трамбовки, разработанным специально для этого проекта.
Терминал не имеет постоянной высоты. Она колеблется от 25 до 35 метров в разных точках. Оба фасада – криволинейные. Вид волны имеет и кровля.
Остекление нового терминала так же неповторимо, как и здание целиком. Всего смонтировано 130 витражей, состоящих из 9000 уникальных треугольных стеклопакетов.
Помимо здания аэровокзала в рамках проекта были созданы также объекты аэродромной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Кровля здания оборудована уникальными 14 круглыми и 2 большими зенитными фонарями площадью более 3600 м.кв. Наличие элементов естественного освещения позволяет повысить энергоэффективность здания и снизить нагрузку на окружающую среду, уменьшая потребление энергии.
Аэропорт «Симферополь» — самый зеленый аэропорт страны. Внутри здания размещается более 30000 растений. Один из уникальных объектов дизайна – «зеленая стена», занимающая площадь около 1600 м.кв. Конструкция является самой большой в Европе стеной из растений, размещенных внутри здания.
Впервые в истории отечественной аэропортовой отрасли новая багажная система мирового уровня спроектирована и изготовлена на территории России. Пропускная способность – 4800 единиц багажа в час.
Впервые в истории симферопольского аэропорта выходы на посадку осуществляются в том числе через телетрапы. 8 полностью прозрачных посадочных рукавов обслуживают практически все современные модификации воздушных судов.
Новый аэровокзальный комплекс площадью 78000 м.кв. рассчитан на обслуживание 6,5 млн. пассажиров в год. 28 лифтов и 16 эскалаторов позволяют обеспечить потребности маломобильных пассажиров в безбарьерной среде.
Какой пассажиропоток аэропорта был до марта 2014 года?
В свой Украинский период Международный аэропорт Симферополь был рядовым региональным аэропортом, который обслуживал менее 90 000 пассажиров в месяц, за исключением курортного сезона, когда туристы из разных городов Украины и некоторых зарубежных стран прилетали на отдых в Крым. Только с июня по сентябрь, в период отпусков и летних каникул аэропорт обслуживал от 120 до 215 тысяч пассажиров, а затем эти цифры снова опускались до уровня ниже 100 000 пассажиров. Безусловно плюсом того периода были международные рейсы, однако, общий пассажиропоток оставлял желать лучшего.
К примеру, за январь 2012 года аэропортом было обслужено 34 355 пассажиров, за январь 2013 – 41 215 пассажиров. Для сравнения в январе 2016 года этот показатель составлял 177 203 пасс. С началом курортного сезона, в июне 2012 г. Аэропорт обслужил 127 161пассажира, а в 2013 – 142 564 пассажира. В июне 2016 года – 698 805 пассажиров.
Всего за 2012 год аэропорт обслужил чуть больше 1,1 миллиона пассажиров, а в 2013 году эта цифра составляла 1,2 миллиона.
Существенного прироста пассажиров из года в год не наблюдалось, и предпосылок к росту пассажиропотока также не было.
Откуда летали – из каких стран, городов РФ?
Перелеты осуществлялись по Украине, в Турцию, Германию, Армению, Латвию, Узбекистан и т.д. В разные годы, в города РФ самолеты отправлялись в аэропорты Московского авиаузла (Внуково, Домодедово, Шереметьево), Санкт-Петербург, Курск, Уфа, Екатеринбург, Сургут, Новосибирск, Нижний Новгород и другие, но общее количество российских направлений не превышало 10-15.
Как рос пассажиропоток после марта 2014 года? По годам и в процентах
Сразу после Референдума вхождения в состав России, популярность аэропорта резко возросла – только за апрель 2014 года пассажиропоток увеличился на 32% по сравнению с 2013 годом.
В курортный сезон (с июня по сентябрь), пассажиропоток возрастал ежемесячно ~55%, в итоге за 2014 год аэропорт обслужил уже 2,8 миллионов пассажиров, что более чем в 2 раза превышает показатели 2013 года, а в 2015 аэропорт обслужил уже более 5 млн пассажиров, что на 44% больше показателей 2014 года.
В настоящее время международные рейсы отсутствуют, однако существенно расширилась география перелетов по России – в 2016 году осуществлялось авиасообщение по 56 направлениям.
Также в 2016 году аэропортом было установлено сразу несколько рекордов:
— в период с 1 по 31 августа 2016 года пассажиропоток составил 983 465 человек, что является рекордным месячным показателем за всю историю существования аэропорта. Это на 2,1% выше показателей 2015 года.
— 8 августа 2016 года установлен суточный рекорд по обслуживанию пассажиров за всю историю Международного аэропорта «Симферополь» – 36 942 человек.
— По итогам 2016 года аэропорт обслужил 5 201 522 пассажиров, что является абсолютным рекордом за все время существования.
Как реконструировали аэропорт Симферополя? Что сделали сразу, чтобы улучшить прием пассажиров?
Вместе с возрастающей популярностью аэропорта возник и вопрос вместимости терминалов – небольших зданий уже не хватало для обслуживания такого количества пассажиров. Оперативно было принято решение реконструировать терминалы и другую инфраструктуру аэропорта.
На первом этапе, в 2014-2015 годах (в ночное время) проведены масштабные работы по поддержанию в эксплуатационной готовности искусственных покрытий аэродрома (взлетно-посадочной полосы № 2, рулежных дорожек и перрона). Это позволило в три раза увеличить пропускную способность аэродрома – если ранее число выполняемых в час взлетно-посадочных операций составляло пять, то благодаря реконструкции в 2015 году оно выросло до пятнадцати. Также была проведена реконструкция и самих терминалов. В кратчайшие сроки была выполнена колоссальная задача – начав реконструкцию в конце ноября 2014 года, уже 01 мая 2015 г. открылись зоны контроля безопасности и зоны ожидания пассажиров в терминале «В», 9 мая 2015 г. в аэропорту Симферополя состоялось торжественное открытие зоны контроля безопасности и зоны ожидания пассажиров в терминале «А». Общая реконструкция аэропорта была завершена к лету 2015 года. В результате оперативной реконструкции площадь терминалов увеличилась более чем в 2 раза с 10 тысяч м2. до почти 24 тысяч м2.
В 2016 году произведена комплексная реконструкция Привокзальной площади.
В частности, Привокзальная площадь была значительно увеличена, и теперь занимает 75 тыс. м2. Число двухполосных дорог перед терминалами увеличено с одной до трех.
Количество въездов на площадь увеличено с одного до четырех. В соответствии с требованиями транспортной безопасности, стоянки автомобилей удалены от терминалов на 50 метров.
Автостоянка рассчитана на 500 машин, выделены специальные места для автобусов, микроавтобусов и маломобильных граждан.
После реконструкции привокзальной площади появилось три новых разворотных кольца вместо одного, потоки транспорта разделились. Теперь троллейбусы, междугородные автобусы и внутригородской транспорт идут каждый по своей линии.
Сколько денег вложено в новый терминал? Кто выделил эти средства? Ключевые факты
Новый терминал строится на принципах государственного-частного партнерства. Общая стоимость работ оценивается в 32 млрд рублей с НДС. 30% средств будут привлечены от инвесторов, а еще 70% – за счет кредита официально работающих в Крыму банков, в частности РНКБ и банка «Россия». Доля Республики в новом аэропорту составляет 49%, оставшиеся 51% пул инвесторов.
Ключевые факты:
- Инвестиции – 32 млрд руб.
- Терминал спроектирован одной из ведущих мировых архитектурных компаний Samoo Architects & Engineers (Южная Корея).
- Площадь терминала — более 78 тысяч квадратных метров (в том числе 7,9 тыс. м² коммерческих площадей: кафе, магазины, рестораны)
- Срок сдачи объекта — весна 2018 года (до начала летнего туристического сезона)
- Пропускная способность в год – 6,5 млн. пассажиров;
- Пропускная способность в «час пик» – 3650 пассажиров/час;
- Количество подвижных телетрапов – 8;
- Количество выходов к перронным автобусам – 8.
- Количество стоек регистрации – 55
- Количество лифтов – 28
- Количество эскалаторов – 12
- Количество машиномест на парковке – 1500
Также в аэровокзальный комплекс войдут здания вспомогательного назначения: склад и мастерская для ремонта спецтехники, технологическое, административное и производственно-бытовое здания, здание государственных контрольных органов.
Кроме строительства нового терминала и объектов вспомогательной инфраструктуры начата работа и в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» по объектам «Развитие аэропортового комплекса «Симферополь» и «Обеспечение защиты объектов аэропортового комплекса аэропорта Симферополь от актов незаконного вмешательства в его деятельность» за счет средств субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с Дополнительным соглашением от 23 декабря 2016 года, подписанным между Министерством экономического развития Российской Федерации и Советом министров Республики Крым общий объем бюджетного финансирования на выполнение строительно-монтажных работ по указанным выше объектам аэропорта в 2016 году составил более 8 млрд. руб. (общий объем – более 13 млрд. рублей).
В ходе выполнения строительно-монтажных работ выполнено:
1. По объекту «Развитие аэропортового комплекса «Симферополь», Республика Крым»:
- строительство перрона перед новым аэровокзальным комплексом с освещением и средствами технического обслуживания воздушных судов:
- строительство нового командно-диспетчерского пункта (КДП);
- строительство поверхностного стока очистных сооружений.
- реконструкция летной зоны ВПП-1 с удлинением для обеспечения эксплуатации расчетных типов воздушных судов (ВС) типа Boeing-777-300ER и ВС классом ниже без ограничений (3200×45 метров);
- реконструкция существующих и строительство новых рулежных дорожек;
- строительство новой аварийно-спасательной станции (АСС), площадью 1835,5 кв.м.
- установка светосигнального оборудования;
- установка радиомаячной системы с РМД.
После завершения вышеуказанных мероприятий Международный аэропорт «Симферополь» получит вторую взлетно-посадочную полосу с современным радиомаячным и светосигнальным оборудованием, что позволит аэропорту принимать практически все типы воздушных судов даже при сложных метеорологических условиях.
2. По объекту «Обеспечение защиты объектов аэропортового комплекса аэропорта Симферополь от актов незаконного вмешательства в его деятельность, Республика Крым»:
- реконструкция периметрового ограждения с оснащением техническими средствами охраны (протяженность – 27 307 метров, высота -2,44 метра).
- строительство патрульной дороги (участок №1 — 7802,22 м, участок №2 — 5531,02 м.).
- строительство четырех контрольно-пропускных пунктов.
- строительство путепровода (длина — 75,4 метра, ширина — 9,60 метра).
- проектирование интегрированного комплекса систем безопасности.
Видео о новом терминале.
Средняя оценка: 5 из 5
Нина, молодец!!!!